СМИ

Как решать обучающие и другие бизнес-задачи с помощью интерактивного видео

На примере нашего интерактивного веб и VR-тренажера для адаптации иностранных студентов РУДН к обучению и жизни в России. Рассказали про актуальные решения, которые облегчают привычные подходы к обучению и задачам бизнеса.
Мы команда «Кеды профессора». Девять лет делаем онлайн-сервисы для госкорпораций, вузов и крупных компаний. Создали крупнейший агрегатор образовательных курсов в России — «Образовал».
Представим, что в новый супермаркет нужно подобрать подходящий персонал, обучить продажам и технике безопасности, познакомить с корпоративной культурой и клиентским сервисом. Или оперативно собрать команду специалистов с определенным опытом и личностными качествами для нового сложного проекта. А может, надо поднять мотивацию своих сотрудников и повысить их квалификацию без отрыва от работы.
Задачи разные, важные и сложные, при этом вполне рядовые и повседневные. А если нужно быстро, регулярно, да еще и ограниченными ресурсами? Делать все это необходимо, вопрос — как лучше?
Решения есть. Причем актуальные и эффективные. Но давайте по порядку.

Тот случай, когда лучшее не враг, а помощник хорошего

Еще лет десять назад все шло довольно плавно, а сейчас жизнь летит год за пять: стремительно развиваются и меняются события, льются потоки информации и растут нагрузки со всех сторон. При этом человеческие возможности остаются прежними и даже ухудшаются. Людям все сложнее удерживать внимание на конкретных вещах и справляться с потоком информации.
Чтобы не только эффективно учиться и трудиться, но и вообще полноценно жить, приходится адаптироваться, многое облегчать и упрощать — особенно ценными становятся время, физическое и ментальное здоровье.
Давайте посмотрим на эволюционную трансформацию подходов к обучению и не только:
Обратите внимание — ничего не исчезло. Без текстовой базы никак, а различные форматы выгодно дополняют друг друга в решении задач:
  • По-прежнему активно используются текстовые конспекты, должностные и прочие инструкции, гайды и чек-листы со схемами и таблицами. А также титры на видео и расшифровки. Но работают они скорее как опорные и вспомогательные инструменты, к которым можно обратиться при необходимости.

  • Следующий уровень простоты, удобства и эффективности усвоения информации — большие видео и аудио форматы. Правда, от них уже тоже устают. А возможность совмещать с другой деятельностью хоть и экономит время, но снижает качество усвоения.

  • И с учетом всех поправок на особенности эпохи и развитие технологий на первый план вышли интерактивные формы и геймификация.
Геймификация — использование игровой механики, применение элементов и принципов игры к неигровым контекстам для лучшего вовлечения пользователей.
И вот уже эта технология активно развивается во многих сферах бизнеса:
Диджитал-агентства вместо традиционных собеседований и тестов подбирают кандидатов с определенным опытом и релевантными софт-скилами через интерактивный квест со своими внутренними бизнес-сценариями → Оценивают кандидата, ненавязчиво погрузив в реальные задачи и ценности компании → Получают максимальную конверсию подходящих людей минимальными усилиями. Заодно улучшают имидж компании и прокачивают работающих сотрудников.
Ритейлеры вместо привычных стажировок используют для обучения и продвижения персонала виртуальные игры → Сотрудники осваивают бизнес-процессы, управляют продажами и логистикой, работают с покупателями → Компания сокращает затраты и время на обучение, а также текучку стажеров и уже работающих сотрудников.
Застройщики вместо обычных консультаций предлагают покупателям видеоквест по выбору квартиры мечты → Быстрее и легче выявляют потребности и пожелания, влияющие на принятие решений; предлагают действительно индивидуальный подбор жилья с онлайн-демонстрацией → Выделяют наиболее горячих клиентов, эффективнее работают с сомневающимися и увеличивают продажи.
И, конечно же, больше всего геймификацию используют в обучающих программах, где интерактивное видео обеспечивает лучшее усвоение знаний за счет большего вовлечения как у молодых студентов, так и у старшего поколения. Ведь игры по душе практически всем.

У этого жанра свои особенности и ограничения

При всей популярности и очевидных плюсах геймификации, это не волшебная таблетка. Вот что может пойти не так и свести на нет все усилия:
👎 Создание игры ради игры или системы контроля. Геймификация не работает сама по себе — важно понимать задачи, которые нужно решить этим инструментом. И не стоит злоупотреблять рейтингами и нагнетать в компании конкурентную среду.
👎 Нехватка опыта и экспертизы. Если не продумать сценарий и не проработать все детали реализации, то игра не оправдает ожиданий и не принесет результата.
👎 Слишком сложная игровая механика. Играть интересно, но вряд ли обычным пользователям захочется разбираться в сложной системе. Это скорее отпугнет.
👎 Нечеткие, непонятные правила. Смысл и суть игры, а также конечная цель и последовательность действий, которые нужны для выигрыша, должны быть определенными и понятными. Иначе участники будут путаться в процессе и сомневаться в результатах.
👎 Отсутствие обратной связи. Эффективность интерактивной игры зависит от оперативной и качественной обратной связи. Важно показывать игрокам, как они могут влиять на ход игры, поощрять их и подсказывать возможности корректировать решения или стратегию.
А еще могут быть дополнительные ограничения, связанные со спецификой конкретного бизнеса или учебного заведения. Как, например, было в нашем проекте.
Ну что, разберемся на конкретном примере?

Как помочь иностранным студентам адаптироваться к обучению и жизни в России

В РУДН есть постоянная задача — ежегодно адаптировать иностранных студентов-первокурсников к российской действительности.
Для этого в университете хотели создать новый интересный курс и с его помощью объяснять иностранцам культурные особенности и общие правила жизни в России наиболее простым и доступным способом. Потому что стандартные лекции вроде «соблюдайте правила общежития, не курите в общественных местах, а в транспорте уступайте место беременным и пожилым» сложно воспринимаются, неэффективны, да и вообще морально устарели.
И они обратились к нам за решением этой задачи.

Вариант, закрывающий целый ряд задач

Мы изучили ситуацию, исследовали рынок и вдохновились одним крутым кейсом интерактивного теста для поиска дизайнеров. Конечно, рассматривали разные варианты, но именно видеотренажер показался нам идеальным решением поставленной задачи.
К тому же такой формат позволял решить не только основную задачу заказчика, но и осветить ряд смежных вопросов. Например, познакомить нового студента с инфраструктурой вуза, показать, в каком общежитии он будет жить и какие люди будут вокруг.
Мы заложили в программу тренажера 7 жизненных ситуаций, где важно знать правила, чтобы минимизировать стресс и проблемы:
  • Поведение в общественных местах
  • Этикет в общественном транспорте
  • Традиции университета
  • Общение с преподавателями
  • Взаимодействие с другими студентами в общежитии
  • Безопасность, курение и алкоголь
  • Особенности личной и публичной информации в соцсетях

А дальше все как в кино

Сформулировали концепцию интерактивного тренажера и придумали сюжетную линию, по которой будем подавать образовательный контент. Это первый день студента РУДН с различными жизненными ситуациями, которые нужно решить, и возможными конфликтами, которых желательно избежать.
Подготовили подробный сценарий тренажера. На базе повседневной студенческой жизни наша творческая группа продумала реализацию каждой сцены. В специальном документе прописали все диалоги и комментарии к ним. А также варианты ответов, правила и подсказки для прохождения квеста.
Сам сценарий готовили в несколько итераций — мы предлагали варианты сцен, а заказчик комментировал и дополнял, а затем согласовывал. На этот этап у нас ушло 3 недели.
При всем стремлении к максимальной реалистичности, мы были несколько ограничены в креативности идей. Все-таки заказчик — государственный вуз. Поэтому многие диалоги в итоговом сценарии были вычищены от шуток и неформальной речи, а большинство диалогов с преподавателями звучит как нравоучения.
Отсняли весь видеоматериал. Решили снимать не профессиональных актеров, а привлечь обычных студентов РУДН, чтобы дать жизни и показать настоящих студентов и преподавателей, окружающих первокурсника в университете.
Мы готовились к съемкам неделю: с нашей стороны была профессиональная команда — продюсер, режиссер, оператор, звукорежиссер. Все видео по сценарию для тренажера сняли за 2 рабочих дня по 8 часов.

Теперь техническая сторона вопроса

Разработали графику для курса. Вот как выглядит в игре развитие одной из ситуаций — поездки в общественном транспорте:
Сверстали интерактивный тренажер в специальном инструменте Articulate. Соединили видео, звук и графику, а также построили логику развития событий в зависимости от результатов предыдущей сцены по сценарию через интерактивные кнопки.
Выгрузили результат в нескольких форматах: для веб-сайта и SCORM-формат для системы дистанционного обучения, чтобы тренажер можно было загрузить как обучающий курс и учитывать результаты. То есть набрал студент нужное количество баллов, чтобы считать курс пройденным, или нет.
Загрузили курс в систему дистанционного обучения. СДО заказчика на платформе Moodle — мы сделали отладку, чтобы учитывать баллы, набранные пользователями в курсе.
Дополнительно сделали версию для VR очков. Кроме веб-игры мы запилили в среде Unity отдельную версию приложения. Так пользователи могут тренироваться в VR-очках и еще больше погружаться в ситуации.
Сверстали промостраницу для тренажера. Позаботились о презентации продукта и сделали отдельное промо на сайте РУДН.

Результат — удобный и масштабируемый продукт для решения сложных задач

Нам удалось за 2 месяца реализовать крутое решение действительно сложной и многослойной задачи — максимально естественно и безопасно, быстро и просто погрузить иностранцев в жизнь и учебу в России, показать культурные особенности и рассказать основные правила.
Обычно VR-игры создают в специально отрисованной среде. Нам же пришлось изобретать много нового, чтобы тренажер, работающий на реальном видео, а не нарисованных локациях и героях, работал корректно в VR.
Для РУДН это первый обучающий курс в таком формате: интерактивный веб-тренажер и VR-игра, интегрированные в систему дистанционного обучения.
Теперь все новые студенты отделения русского языка РУДН проходят наш курс по адаптации в специальном VR-классе или в СДО. Успешно пройденный квест не только добавляет баллы к общему рейтингу студента, но и существенно упрощает ему жизнь в незнакомой стране. И для университета это больше не острая проблема.
Вы можете попробовать пройти демо-версию курса по ссылке - https://info.langrus.rudn.ru/demo/story.html
Если у вас остались вопросы, есть похожие задачи и вы хотите познакомиться с нами и начать сотрудничать — пишите в Telegram Константину Егошину, CEO «Кед профессора» и «Образовала».
2023-08-11 10:27